В дополнение к остальным статьям
Ещё немного документов
Разное, что может пригодиться, но не вошло в другие статьи
Постановление правительства МО от 01.12.2025: жителей теперь можно не спрашивать.
Теперь можно строить что угодно, не проводя никаких общественных обсуждений. Оригинал документа здесь: https://mosreg.ru/download/document/1341564
Мазуринское озеро
Пишут, что якобы его расчистили в 2022 году... Не помним процесса тогда, не наблюдаем результата теперь. Озеро по-прежнему в очень плохом состоянии: слой ила, наблюдаемый с берегов — несколько метров толщиной, на глаз.
Экспертиза растительного и животного мира
В соответствии с Правилами использования лесов для рекреационной деятельности, утвержденными Приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 98 на лесных участках, предоставленных для рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности в случае невозможности соблюдения охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных растений, занесенных в Красную книгу РФ или субъекта РФ, не допускается.
В Горенском лесу есть краснокнижные животные и растения, поэтому необходима экологическая экспертиза ДО проектирования.

В Кучинском лесу такая экспертиза не проводилась, поэтому сейчас очень трудно доказать, что именно там уничтожили:
По Горенскому у нас есть результат комплексного экологического обследования 2016 года, когда были разговоры о том, чтобы присоединить Горенский к Лосиному Острову, чтобы он тоже стал ООПТ. Есть также данные сайта iNaturalist, подтверждённые биологами. В Горенском лесу много видов, занесённых в красную книгу, да и в целом биоразнообразие очень достойное, лес очень ценный в биологическом смысле.
Однако, никакого чёткого ответа администрации об экспертизе в Горенском лесу (кто и когда будет её проводить? будет ли вообще?) добиться не удалось. Отвечают что-то вроде "Все нужные документы в проекте есть, нас же проверяют."
Искажение действительности
Ниже приведён ответ замглавы Балашихи Левковской Ю.И. Про защиту деревьев, про неликвидную древесину — неправда, деревья рубили и здоровые тоже (а "неликвидные" местами до сих пор стоят). Молодые деревья во взрослом лесу рубить нельзя, это никакие не "рубки ухода" на молодых посадках, а намеренное нанесение вреда сложившейся экосистеме. Обшивки деревьев (для защиты от повреждений строительной техникой) также не было, в лучшем случае, её ставили для отчётных фото уже после проведения работ. Ручная работа с корнями деревьев также не проводилась, всё делали механически, и довольно грубо. Фотографии были в статье по ссылке в обращении https://gorenskiy-les.ru/kuchinskiy-les-problem, администрация Балашихи не могла об этом не знать.
Далее ещё один ответ — на этот раз из администрации президента, но суть его почти дословно повторяет те ответы, которые нам приходили ранее из администрации Балашихи.
"В общественных обсуждениях приняли участие 272 жителя городского округа Балашиха. На текущий момент заполнено 653 анкеты, в которых выражено положительное решение о благоустройстве территории Горенского лесничества." Это неправда!
Во-первых, анкет существенно больше, чем участников собраний, потому, что, как нам удалось выяснить, просто раздали дополнительные анкеты "каким надо" жителям и потом их тоже посчитали. А во-вторых, точно было множество анкет с идеей оставить лес в покое — администрация предпочла о них "забыть". Если кто не верит, что такие анкеты были, — рекомендуем посмотреть видеозаписи хотя бы пары собраний: https://vkvideo.ru/video-218118661_456239226, https://vkvideo.ru/video-218118661_456239200 (в той же группе в разделе "Видео" можно найти записи всех встреч) — очевидно, что не все поголовно жители просят парк.
К сожалению, администрация президента спускает обращения к тем, на кого жители жаловались, вопреки п.6 ст.8 ФЗ №59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: "Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Про обеспечение лесами. Цитаты.
Зеленой зоной является территория, включающая озелененные территории общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) и другие озелененные территории, выполняющие защитные санитарно-гигиенические и рекреационные функции, в т.ч. зоны отдыха населения (п. 3.10 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр) (далее – СП 42.13330.2016)).
К землям зеленой зоны города относятся земли, выделенные в установленном порядке за пределами городской черты, занятые лесами, лесопарками и озеленительными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции и являющимися местом отдыха населения (пп. 48 п. 2 «ГОСТ Р 59055-2020. Национальный стандарт Российской Федерации.
Охрана окружающей среды. Земли. Термины и определения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.09.2020 № 707-ст)).
Лесами, расположенными в зеленых зонах, являются леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды (п. 3 ч. 1 ст. 114 ЛК РФ).

В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических, рекреационных функций. Качество атмосферного воздуха, метод определения экологических нормативов на примере лесных экосистем должны отвечать требованиям ГОСТ Р 56165-2019 и ГОСТ Р 56166-2019 (п. 14.7 СП 42.13330.2016).

Площадь лесопарковой зоны определяется в зависимости от численности населения соответствующего поселения. Площадь зеленой зоны определяется в зависимости от лесорастительной зоны, отношения площади покрытых лесной растительностью земель к общей площади территории муниципального района или субъекта РФ, в границах которого устанавливается зеленая зона, и численности населения соответствующего поселения в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.3.01-78.

В территориальной границе городских населенных пунктов и прилегающих к ним территорий зеленой зоны следует предусматривать формирование единого природного каркаса на базе гидрографической сети, с учетом геоморфологии и рельефа, включая: особо охраняемые природные территории, городские леса и лесопарки, другие зоны рекреационного назначения, естественные экосистемы, сельскохозяйственные земли, зоны с особыми условиями использования территорий (зоны охраны объектов природного и культурного наследия, водоохранные зоны, зоны охраны источников водоснабжения), ценные леса зеленых зон (противоэрозионные, берегозащитные, почвозащитные, места обитания редких видов животных и др.) (п. 14.8 СП 42.13330.2016).

В соответствии с пунктом 9 «ГОСТ 17.5.3.01-78. Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Земли. Состав и размер зеленых зон городов», утвержденного и введенного в действие Постановлением Госстандарта СССР от 16.03.1978 № 701, размеры лесопарковой части зеленой зоны должны быть установлены в соответствии с табл. 2.
Для городов с численностью населения более 1 млн человек зеленые зоны выделяются по индивидуальным проектам (п. 2 ГОСТ 17.5.3.01-78). Кроме того, согласно п. п. 3, 4 указанного ГОСТ зеленые зоны городов должны быть выделены на землях государственного лесного фонда, расположенных за пределами городской черты, с учетом площадей зон санитарной охраны источников водоснабжения, округов санитарной охраны курортов, защитных полос вдоль железных и автомобильных дорог, а также запретных полос леса, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, особо ценных лесных массивов, противоэрозионных лесов, лесоплодовых насаждений и лесоорехопромысловых зон. Для городов, где отсутствуют естественные леса и другие зеленые насаждения, леса зеленых зон создаются искусственным путем на землях, непригодных для сельского хозяйства.

Размеры общей площади зеленых зон городов должны устанавливаться в зависимости от лесорастительной зоны, лесистости и численности населения городов. Соответствующие показатели в га на 1 000 человек приведены в табл. 1 (п. 5 ГОСТ 17.5.3.01-78).
В зависимости от конкретных санитарных и климатических условий размеры зеленых зон городов допускается увеличивать или уменьшать не более чем на 15%.(п. 6 ГОСТ 17.5.3.01-78)
Леса и другие зеленые насаждения, входящие в состав зеленых зон городов, должны быть отграничены естественными рубежами, визирами или просеками (п. 11 ГОСТ 17.5.3.01-78).
Федеральные нормы касательно благоприятной окружающей среды.
Статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основывается в том числе на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, а также сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.
Согласно абзацу второму статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статьей 12 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе:
– организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
– участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
– организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.
Про водные объекты
Пунктом 4 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров – в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров – в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более – в размере двухсот метров.

В соответствии с пунктом 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов, а также загрязнение территории загрязняющими веществами, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
6) хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; и др.

Многое из этого нарушено при работах в Кучинском лесу, но никто не понёс наказания.
Питьевое водоснабжение
Пунктом 2.3. «СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», утвержденного Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002 и введенным в действие Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» установлены правила определения границ первого, второго и третьего поясов зоны санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения (для удобства приводится здесь в полном объёме).

2.3. Определение границ поясов ЗСО поверхностного источника

2.3.1. Границы первого пояса
2.3.1.1. Граница первого пояса ЗСО водопровода с поверхностным источником устанавливается, с учетом конкретных условий, в следующих пределах:
а) для водотоков:
- вверх по течению – не менее 200 м от водозабора;
- вниз по течению – не менее 100 м от водозабора;
- по прилегающему к водозабору берегу – не менее 100 м от линии уреза воды летне –осенней межени;
- в направлении к противоположному от водозабора берегу при ширине реки или канала менее 100 м – вся акватория и противоположный берег шириной 50 м от линии уреза воды прилетне – осенней межени, при ширине реки или канала более 100 м – полоса акватории шириной не менее 100 м;
б) для водоемов (водохранилища, озера) граница первого пояса должна устанавливаться в зависимости от местных санитарных и гидрологических условий, но не менее 100 м во всех направлениях по акватории водозабора и по прилегающему к водозабору берегу от линии уреза воды при летне – осенней межени.
Примечание. На водозаборах ковшевого типа в пределы первого пояса ЗСО включается вся акватория ковша.

2.3.2. Границы второго пояса
2.3.2.1. Границы второго пояса ЗСО водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
2.3.2.2. Граница второго пояса на водотоке в целях микробного самоочищения должна быть удалена вверх по течению водозабора на столько, чтобы время пробега по основному водотоку и его притокам, при расходе воды в водотоке 95% обеспеченности, было не менее 5 суток – для 1А, Б, В и Г, а также IIA климатических районов и не менее 3-х суток – для 1Д, IIБ, В, Г, а также III климатического района. Скорость движения воды в м/сутки принимается усредненной по ширине и длине водотока или для отдельных его участков при резких колебаниях скорости течения.
2.3.2.3. Граница второго пояса ЗСО водотока ниже по течению должна быть определена с учетом исключения влияния ветровых обратных течений, но не менее 250 м от водозабора.
2.3.2.4. Боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне – осенней межени должны быть расположены на расстоянии:
а) при равнинном рельефе местности – не менее 500 м;
б) при гористом рельефе местности – до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом.
2.3.2.5. Граница второго пояса ЗСО на водоемах должна быть удалена по акватории во все стороны от водозабора на расстояние 3 км – при наличии нагонных ветров до 10% и 5 км – при наличии нагонных ветров более 10%.
2.3.2.6. Граница 2 пояса ЗСО на водоемах по территории должна быть удалена в обе стороны по берегу на 3 или 5 км в соответствии с п. 2.3.2.5 и от уреза воды при нормальном подпорном уровне (НПУ) на 500 – 1000 м в соответствии с п. 2.3.2.4.
2.3.2.7. В отдельных случаях, с учетом конкретной санитарной ситуации и при соответствующем обосновании, территория второго пояса может быть увеличена по согласованию с центром государственного санитарно – эпидемиологического надзора.

2.3.3. Границы третьего пояса
2.3.3.1. Границы третьего пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса. Боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3 – 5 километров, включая притоки.
Нормы по инфраструктуре в городах. Парки должны быть в городе.
Ниже — немного интересных цитат из СанПина https://rkc56.ru/attach/orenburg/docs/kodeks/SP-42-13330-2016-Svod-pravil-Gradostroitelstvo.pdf:

7. Параметры застройки жилых и общественно-деловых зон
7.1
Расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с требованиями, приведенными в разделе 14, нормами освещенности, приведенными в СП 52.13330, а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в разделе 15.

Между длинными сторонами жилых зданий следует принимать расстояния (бытовые разрывы): для жилых зданий высотой два-три этажа - не менее 15 м; четыре этажа - не менее 20 м; между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат - не менее 10 м.

В условиях реконструкции и других сложных градостроительных условиях указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещенности и противопожарных требований, а также при обеспечении непросматриваемости жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно.

7.4 Площадь озелененной территории микрорайона (квартала) многоквартирной застройки жилой зоны (без учета участков общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций) должна составлять не менее 25% площади территории квартала.
Примечание - В площадь отдельных участков озелененной территории включаются площадки для отдыха, игр детей, пешеходные дорожки, если они занимают не более 30% общей площади участка."

7.5
1 Не менее 50% дворовых площадок должны быть озеленены с посадкой деревьев и кустарников. Спортивные площадки во дворе должны иметь ограждения и спортивные покрытия.

2 Допускается уменьшать, но не более чем на 50%, удельные размеры площадок: для игр детей, отдыха и занятий физкультурой взрослого населения в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД, IIА, IVА и IVГ, в районах с пыльными бурями при условии создания закрытых сооружений для хозяйственных целей, при застройке зданиями девять этажей и выше; для занятий физкультурой при формировании единого физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК) микрорайона для школьников и взрослых.

9. Зоны рекреационного назначения. Зоны особо охраняемых территорий

9.3 В городских и сельских поселениях необходимо предусматривать непрерывную систему озелененных территорий общего пользования и других открытых пространств в увязке с природным каркасом. Его основными структурными элементами являются особо охраняемые природные территории (ООПТ). Существующие массивы городских лесов допускается преобразовывать в лесопарки и относить дополнительно к озелененным территориям общего пользования. При этом следует сохранять и улучшать сложившиеся ландшафты, обеспечивая их пространственную взаимосвязь с природными экосистемами.

Примечание - В зависимости от природно-климатических условий указанные нормы могут быть уменьшены или увеличены, но не более чем на 20%.

9.4 Время доступности городских и районных парков на общественном транспорте (без учета времени ожидания транспорта) должно быть, мин, не более: 30 - для городских и 20 - для районных парков.

(Прим. ред.: 9.4 — Лес парком не считается! Лесной Кодекс РФ знает только термин "леса, и пользуемые в рекреационных целях". Никаких парков! Получается, что у нас город не обеспечен парками даже близко к норме! К примеру, весь треугольник мкр. Гагарина - Авиаторы сплошь застроен, ни одного парка в нём нет. Площадь парка Солнечная (ближайшего) не рассчитана на то, что в него придут гулять все Гагарина-Авиаторы. И ещё район Алексеевская Роща, до кучи. На последнем клочке земли, где можно было сделать парк в этом треугольнике, возвели новые человейники в 2023-2025 г. А теперь наша власть хочет лес обозвать парком и изуродовать соответственно — это ненормально, так не должно быть.)

9.7 Размещение объектов массового кратковременного отдыха населения, расположенных в зонах рекреационного назначения, следует предусматривать с учетом доступности этих зон не более 1,5 ч на общественном транспорте.

Размеры территории объектов массового кратковременного отдыха (далее - зоны отдыха) следует принимать из расчета не менее 500 м2 на одного посетителя, в том числе интенсивно используемая ее часть для активных видов отдыха должна составлять не менее 100 м2 на одного посетителя. Площадь участка отдельной зоны массового кратковременного отдыха следует принимать не менее 50 га.
____________________________________

В том документе должно быть ещё много интересного... Но пока вот это показалось особо актуальным.
Деньги!
Деньги на парки в лесу выделяются по проекту "Формирование современной комфортной городской среды", хотя до комфорта в городе Балашихе ещё очень далеко.
Немного примеров:

1) Вот результат всего 1 (одной!) недели наблюдения за соцсетями: https://gorenskiy-les.ru/blago_balashiha. Разумеется, реально проблем больше. Администрация Балашихи точно в курсе, большинство этих скринов — из официального канала для жалоб.
2) На создание ливнёвой канализации в городе денег нет: https://vk.com/wall-218118661_3997. Как дождь — так в городе потоп, в каждом районе — своя великая лужа (см. видео по ссылке), а то и несколько.
3) Фекальный коллектор периодически прорывает, нечистоты хлещут потоком в речку Пехорку: https://vk.com/wall-218118661_3933. Ремонт его — где-то в отдалённых планах, потому что прямо сейчас на это денег нет...
4) Даже установить в районе три мусорки в нужных местах — сложнейшая задача оказалась, надо планировать бюджет на годы вперёд (именно на годы, не на год): https://vk.com/wall-218118661_4156.

Однако, миллиарды на парки в лесу выделяются легко и просто:
— Парк Кучинский, 1 очередь (потрачено) 533 млн р. (возможно, больше: https://t.me/spasi_gorenskiy_les/11597/41325)
— Парк Кучинский, 2 очередь (запланировано) 691 млн рублей (458 млн рублей из бюджета Московской области, 232 млн рублей — из бюджета Балашихи).
— Лес Горенский (запланировано) 2.3 млрд р. (в 2025 — 683 млн, в 2026 — 736 млн, в 2027 — 901 млн).
— Парк Пехорка (потрачено) 450 млн р.
— Парк Ольгинский (потрачено) 700 млн р. (https://proekty.er.ru/news/er-news-3290184)
Итого: 4,7 миллиарда.

И ещё важное. По закону, при дефицитном федеральном бюджете, когда страна экономит каждую копейку — не должно быть развлечений на миллиарды (да и просто каких-то необязательных трат), потому что это будет ущерб чему-то важному. Муниципалитет и Московская область обязаны действовать в соответствии со стратегией всей страны и её состоянием, а не просто "по программе". Состояние бюджета и его прогноз — один из основных документов стратегического планирования, в соответствии с которым должны действовать все уровни. Администрация должна было разработать свой документ на его основе с его учётом, и действовать по нему.

Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 13.07.2024) "О стратегическом планировании в Российской Федерации":
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования.
Статья 39. Документы стратегического планирования, разрабатываемые на уровне муниципального образования.
Статья 25. Бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период.

Дефицит бюджета Московской области 100 млрд рублей. Официально:
https://riamo.ru/news/ekonomika/v-mosobldume-vnesli-zakonoproekt-o-bjudzhete-v-regione-na-20252027-gody/.
Да и в РФ сейчас весь бюджет убыточен. Почему — знает каждый, кто хоть краем глаза, хоть случайно читает новости страны. Деньги сейчас нужны вовсе не на строительство парковых объектов в подмосковных лесах... Но пока нам не удалось донести эту мысль до руководства Московской области.